История праздника Навруз (Нооруз)

Несмотря на то, что кыргызстанцы уже 32 года торжественно и творчески празднуют Нооруз, сведения о его значении и происхождении остаются несколько расплывчатыми. Поэтому в 6-м томе книги кыргызов мы представим информацию об истории возникновения праздника Нооруз в переводе Амантура Абдырасул уулу из китайской книги.

Каждый год 21 марта у кыргызов проходит торжественный праздник. Об этом празднике много писали в газетах и журналах. Основываясь только на некоторых связанных исторических материалах, давайте немного поговорим о происхождении, развитии и достижении нынешнего состояния праздника Нооруз. Проведение праздника Нооруз принадлежит не только кыргызам, но и всем тюркским народам нашего государства.  Не только в Иране празднуют Нооруз. А еще одна причина, по которой мы называем этот праздник кыргызским торжественным праздником, заключается в том, что история кыргызского праздника намного длиннее, чем у других. Праздник Нооруз проводится в начале каждого года по счету шамсия, что означает Новый год. Это означает, что год был конец будет его годовой отчет. Кыргызы-древняя нация, которая в тюркских нациях использовала солнце, луну, времена года и двенадцать членов, прежде всего, в совершенстве. Такие, как Кыргызский ученый Анвар Байтур, доказали это своими исследованиями.

Китайская Книга о кыргызском летоисчислении, написанная в эпоху Тан, называется «мирная Вселенная кыргызов» и “начало года в кыргызском летоисчислении”; они называют Луну Луной. Три месяца-это один сезон, и сезон делится на четыре: весна, лето, осень и зима. Кыргызы считают год с 12 членами, например: год «з» - Год мыши, год «шин» - год лисы.....

О возникновении такого летоисчисления приводится интересная цитата известного ученого караханидского каганата I века нашей эры Махмуда Кашкари «Дивани логатит Тюрк»: «один из тюркских каганов древности хотел бы отложить свой труд.Но поскольку в то время год не был расчетом, было бы неуместно записывать месяц и День (время). С этим он начинает своих Вазиров и отправляется на охоту на берег дайры, загоняя находящихся на нем животных на другую сторону дайры. Двенадцать животных будут названы в соответствии с порядком выхода животных на берег".

Создание этого летоисчисления было не только грандиозным делом для тогдашнего каганата, но и огромным вкладом в культуру человечества, ярким цветком культуры. К слову, древние кыргызы ежегодно с начала отсчета высокого года в этот день проводили поздравительные движения и отмечали этот большой юбилей.

В этом же году последовало распространение исчисления на другие народы, и древние тюркские народы начали его использовать.

Итак, глядя на это, можно сказать, что происхождение праздника Нооруз связано с кыргызским летоисчислением. Таким образом, мы считаем, что появление праздника Нооруз произошло из-за предшествующих кыргызам лет. Мы также считаем, что праздник Нооруз связан с производством труда кыргызов. Я хочу подтвердить свою точку зрения через блюдо «көжо», которое кыргызы едят на празднике Нооруз. Кыргызы на празднике Нооруз добавляют семь различных зерен и готовят кешью. Вдали от деревни, приглашая мать, тетя вместе пьет и молится за выживание скота в новом году.

Почему кыргызы пьют кофе на празднике Нооруз? Об этом у кыргызов существует легенда.  

         - Однажды зимой будет очень холодно, и вода замерзнет, что сделает невозможным движение мельницы. Так, кыргызы проводят день, Варя и поедая зерно. Следующий год будет благословенным годом, когда лед растает, земля станет мягкой, пастбища станут зелеными, скот станет толстым, а белый верблюжий снег лопнет. Вместе с тем, калын считает, что такое приход кыргызского года произошло из-за того, что жители села ежегодно во время праздника Нооруз по всему селу выпивают кофе и поздравляют с Новым годом.

А мы сказали, что праздник Нооруз связан с трудом и производством кыргызов. Мы докажем это временем праздника Нооруз. С праздником Нооруз начинается весенняя гонка и наступает сезон сбора плодов. Поэтому в праздничный сезон кыргызы обмениваются своими производственными практиками и делятся хорошими мыслями о новом году. Праздник Нооруз также связан с религиозными верованиями древних кыргызов. Древние кыргызы верили в своеобразную первобытную религию и поклонялись водным и горным пиррам, особенно огненным пиррам. Как сообщается, в мероприятии приняли участие полномочный представитель правительства в Жалал-Абадской области Аманбай Кайыпов, аким Жумгальского района Аманбай Кайыпов, аким Жумгальского района Аманбай Кайыпов и другие. На следующий день, как только загорелся загар, хозяева дома трижды обошли вокруг головы своей семьи, скота и животных, три раза обошли двор и спаслись от демона-дьявола. мы рассматриваем праздник Нооруз как тесно связанный с летоисчислением, производственным трудом и религиозными верованиями кыргызов.

 Праздник Нооруз, являясь традиционным праздником Кыргызстана, прошел свою историю развития, перемен, подъема и спада на протяжении всего периода от древности до современности. Сначала праздник Нооруз был лишь движением, которое поздравляло кыргызов с появлением летоисчисления, но затем, следуя за развитием истории, он постепенно стал ассоциироваться с производством, религиозными верованиями кыргызов, в него проникло кыргызское благородство.

 Несмотря на то, что до сих пор нет точной информации о том, с какой эпохи кыргызы проводили праздник Нооруз, известно, что кыргызы проводили праздник Нооруз, по крайней мере, со времен сулала Сю (581-618 гг. н.э.), что проведение праздника Нооруз на утренней сулале было очень развито у кыргызов и впоследствии этот праздник проводили не только кыргызы, но и другие тюркские народы. На заре кыргызы считали праздник Нооруз большим торжеством. Во время празднования Нооруза на обширных пастбищах Энесай играли Львы, косили верблюдов и демонстрировали различные навыки верховой езды. В мероприятии приняли участие представители всех кыргызских племен. Затем жизнь начала меняться в зависимости от обстоятельств с точки зрения содержания, формы и объема праздника.

 Хотя кыргызы и после переселения из энесая на Памир продолжали праздновать Нооруз, но размер праздника не был таким большим, как в энесае. Кыргызский праздник Нооруз напоминает иранский Новый год, китайский-Чуньян. Кыргызы не переставали праздновать Нооруз.

  Нооруз-широко отмечаемый праздник народов Средней Азии. Слово» Нооруз «происходит от древнеперсидского слова» науруз«, означающего» новый“,” РУз « – » солнце“. В течение 62 лет при советской власти празднование 21 марта-Нооруз было запрещено, и только в 1988 году было разрешено празднование. Однако Кыргызстан отмечает этот праздник ежегодно только с момента обретения независимости.

  В память о кыргызском народе до сих пор сохраняются такие яркие слова, образно выражающие лирику праздника весны, как «день, когда мать-земля накинула тонкую завесу, грудь согнулась», «день, когда Кок-Кут открыл глаза», «день, когда на земле гнездится добро».

  Кыргызы, как и все население Центральной Азии, празднуют Нооруз в день весеннего равноденствия.  К этому празднику обычно готовились заранее, желая друг другу счастья, счастья, мира и благополучия, примирения, прощения обид, очищения от грехов, поминания родных и близких, попрощавшихся с жизнью, в особом настроении.

Конечно, сегодня невозможно в полной мере описать, как раньше народ проводил праздник Нооруз, но в этом случае, несомненно, творческое искусство (импровизация) организаторов и участников перевыполнено. Однако обязательным атрибутом праздника признано новогоднее сладкое угощение – Сумах, а национальное блюдо – угощение родственников и друзей с большой помпой. Затем с наступлением Нового года сухую можжевеловую иву, положенную на тарелку, подожгли на крыше, и ее зловонный запах охватил юрту. В этом случае были упомянуты слова:

Праздник Нооруз возродился в период перестройки в 1986 году и был официально отмечен в качестве народного праздника 1 февраля 1991 года решением президента, принятого Жогорку Кенешем.

В 2009 году Нооруз был включен ЮНЕСКО (ЮНЕСКО) в список нематериального культурного наследия человечества.

Подготовил: А.Акматово

Использованная литература:  

Кыргызы том 6. Периодические издания.


Макаланы жүктөгөн: - Болотбек уулу Аман





Поделиться информацией



Добавлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи.




Доступ запрещен. Пожалуйста, войдите в систему для выполнения этого действия.